?

lesval's Journal

Name:
lesval
Location:
External Services:
  • lesval@livejournal.com
  • lesval
Как я пришёл к Бней Ноах
Биографические контуры. Рос единственным ребёнком в средней по всем параметрам интеллигентной семье. Мама – русская, отец – еврей, но настолько ассимилированный, что какая-то причастность к еврейству мною не ощущалась и, тем более, не осознавалась. Институт, армия, работа. Единственное отклонение от стандарта – будучи инженером, до 40-а лет работал в шахте рабочим (перспектива карьеры в условиях развитого социализма вызывала отвращение). На волне шахтёрских забастовок был избран депутатом областного совета и вскоре стал работать служащим. Женат, сын и дочь взрослые уже.
К внутренней своей жизни относился серьёзнее, чем к событийной. Впечатления от искусства и природы были более яркими и глубокими, чем от всего остального. С детства много (относительно) читал, очень люблю поэзию, много слушал классическую музыку. Как потом понял, во всём подсознательно искал основу, первоисточник, дающий явлению его истинный смысл. Поиски истины продолжались – с разной интенсивностью и с перерывами – всю жизнь. Кроме этого, как-то особняком, был у меня в 19 лет скромный, но настоящий опыт мистического откровения. По тогдашней привычке своей всё формулировать, впечатление от него (чрезвычайно сильное и ни на что не похожее) выразил словами: "Жизнь - это осознанное существование личности во Вселенной, аспектами которого являются мышление и чувствование. Жизнь уникальна и абсолютна". Сегодня назвал бы это прикосновением к подлинной реальности. Внешне на моей жизни это никак не отразилось, но в духовной биографии ничего значительнее не было.
Постепенно с художественной литературы перешёл на научно-популярную, историческую и философскую, формировалось представление о мире. К 50-ти вдруг случился прорыв: ясно увидел гармонию и единство, которые раньше лишь смутно ощущались. Момент, когда разрозненные фрагменты превращаются в целостную исчерпывающую картину, воспринял как радостное и освобождающее от слепоты открытие. Появилась сильнейшая потребность его сформулировать. Опыта, да и способностей, не было, и первая попытка оказалась удручающе неудачной. Но избавиться от потребности уже не мог, и через полгода мучений появился небольшой текст (позднее "Опыт построения цельного мировоззрения" был опубликован в журнале Collegium №13, г.Киев). Вроде бы поиски истины успешно завершились, но всё оставалось в теории, а жизнь продолжалась сама по себе. Это обстоятельство смущало, но противоречие не успел ощутить как насущное.
Вскоре (осень 2000) случайно, из любопытства, зашёл в религиозную общину, где познакомился с иудаизмом. До этого в разные годы слушал проповеди в двух христианских общинах, но никакого впечатления они не произвели. К развернувшемуся в те времена «религиозному ренессансу» относился настороженно: большое количество течений в христианстве вызывало к каждому из них, и к явлению в целом, естественное недоверие. Здесь же сразу понял, что попал домой. С того момента практически ничего, кроме материалов по иудаизму, не читаю, т. к. все кажется пресным. Чтобы хоть как-то сориентироваться в иудаизме, потребовался год. Выяснилось, что путь мой не закончился, а только начинается. Что я попал в мир, где духовность существует не отдельно от несовершенной действительности, а как руководство для её исправления. Что истина – это не только идеал, а может и должна быть практикой.
Интересно, что не пришлось отказываться ни от чего, что раньше считал своими достижениями на пути к истине. Иудаизм, как выяснилось, настолько всеобъемлющее и глубокое учение, что все мои построения вписались в него без скрипа и погрузились без остатка. А мой «Опыт…» легко и ненавязчиво превратился в первую главу введения к книге «Иудаизм – для всех», к которой отсылаю заинтересованных получить такие же интеллектуальные и духовные наслаждения, какие вот уж более десяти лет сопровождают меня во вживании в бесподобно гармоничный мир Торы. http://www.hatikva-ua.com/

Независимая религиозная община сыновей Ноя «Хатиква» (г. Донецк, Украина)
История
Создал общину Олег Яблучанский, ныне Арье Рутман, житель Израиля. В начале, по рассказам, всё было как в многочисленных в 90-е годы христианских общинах протестантского толка. Олег – галахический еврей, и это обстоятельство, скорее всего, повлияло на эволюцию его взглядов. Добросовестно пытаясь докопаться до истоков и сути христианства, он не мог не прийти к иудаизму. Зарегистрировал Олег свою группу как общину мессианского иудаизма осенью 1997-го года. Процесс роста к иудаизму в форме Бней Ноах проходил уже при моём участии и завершился к лету 2002, когда мы перерегистрировались под нынешним названием. К тому моменту руководство общиной собиравшийся уезжать Олег передал мне. Олег возглавлял ассоциацию общин мессианского иудаизма Украины. По его словам, они все выродились в обычный баптизм, связь с ними прервалась еще до его отъезда (осень 2002).
Олега все любили, во многом община держалась на его личном обаянии, а все, что он сделал, вообще невозможно переоценить. Памятное событие - последняя встреча общины с Олегом. Как раз был праздник Симхат Тора. Фотографии (три из четырех на сайте) сделаны в этот день. На верхней правой фотографии Олег – второй слева, я – третий.
Запомнилась поездка в Москву, в центр изучения Торы, действовавший под руководством раввина Ицхака Зильбера. Было очень интересно и полезно. Самое важное - знакомство через интернет с Иегудой Мендельсоном (Иерусалим), учеником раввина Йоэля Шварца, автора книг о Бней Ноах. Йоэль Шварц согласился быть раввином нашей общины, что для нас - громадная честь. Под его руководством и с помощью Иегуды (Шварц не знает русского, а мы - иврита) к 2003-му году мы закончили "7 законов сыновей Ноя - 229 заповедей Торы". В период этой работы 5-6 человек собирались раз в неделю в будний день вечером у нас дома, пили чай, обсуждали новости и проекты.
Как только осознали себя Б.Н., начали искать единомышленников. В постсоветском пространстве, насколько нам известно, похожих общин, к сожалению, нет до сих пор. В США есть несколько общин Бней Ноах, мы с ними связывались с помощью интернета, но по причине незнания языка переписка состояла из поздравлений с праздниками и вскоре завяла. Какие-то следы были в Европе и Австралии, но ответов оттуда мы не получили.
Моральную поддержку получали в виде приветов от раввинов Йоэля Шварца, Ицхака и Бенциона Зильберов, передаваемых Мендельсоном, и от него самого. На наше Открытое письмо тепло откликнулся рав Зеев Мешков. Однажды с двумя ребятами съездили в Харьков, где познакомились с Пинхасом Полонским, прослушали две его лекции, приобрели диски с его и Дашевского лекциями.
Нашему раввину я, конечно, представился, но интереса не вызвал. Руководитель еврейской религиозной общины Донецка относится к нам хорошо, снабжает журналами, предлагает другую помощь, разрешает посещать синагогу, что некоторые по праздникам делают, а главное - направил к нам несколько обратившихся к нему неевреев, пополнивших нашу общину.
Бней Ноах, в нашем понимании, ни в коем случае не отдельная религия, а образ жизни неевреев в мире Торы. Истинная религия, как и Всевышний, одна. Все члены нашей общины (кроме меня) прошли через христианство, что естественно. Христианство считаю необходимым и полезным, но исчерпавшим себя историческим этапом поисков человечеством истины. Во время наших обсуждений иногда вспоминаю о нём, чтобы проиллюстрировать искаженное понимание того или иного положения.
К гиюру, как и во всех вопросах, наше отношение не отличается от принятого в иудаизме. Гиюр - дело абсолютно индивидуальное. Пропагандировать же Бней Ноах как единственную возможность для неевреев жить по истине, считаю обязанностью. В местной прессе опубликовал три статьи с изложением основных моментов, в Университете прочел две лекции. Результат - нулевой, что не удивительно, поскольку идея слишком продвинутая на фоне идеологического и образовательного уровня общества.
Осенью 2011-го года в Иерусалиме состоялась встреча с руководителем Всемирного Центра Брит Олам равом Ури Шерки, посвящённая вопросам движения бней Ноах. Повезло в ней участвовать. Через год на подобном мероприятии нашу общину представлял Игорь Матюнин, которому (как более молодому и перспективному) постепенно передаю свои обязанности. Летом 2012-го года исполнилось 10 лет с момента нашей перерегистрации в качестве религиозной общины бней Ноах. А 30-го декабря пойдёт одиннадцатый год существования нашего сайта.
Сегодня
Общину нашу назвать религиозной можно лишь с натяжкой и формально. Скорее, это - кружок по изучению Торы. Каждую субботу (за все годы пропусков не было) с 10 до 14 часов община собирается в арендуемом на это время помещении. С 10 до 11 двое-четверо мужчин читают шахарит. Текст скомпилирован из отрывков сидура с минимальной необходимой правкой. К 11 подходят остальные, до 10 человек; всего посещающих - около пятнадцати. Возраст и уровень - разные. Я читаю короткую импровизированную молитву, остальные слушают и молятся молча. Один из мужчин читает главу Теилим, затем другой читает отрывок из недельной главы. После этого моя лекция-проповедь. Пересказываю комментарии к недельной главе, учитывая специфику нееврейской аудитории. Стараюсь увязывать с текущими событиями в Израиле и вообще современностью и повседневной жизнью. После чтения заключительных молитв полчаса пьём чай с печеньем под еврейскую музыку с переносного компьютера, ведём общие разговоры.
Первое слово названия нашей общины - независимая - пока оправданно во всех отношениях. Денег, вынимаемых из копилки в конце субботних собраний, хватает на всю нашу скромную деятельность. Никакой структуры, за малочисленностью, нет; есть стихийно сложившееся распределение нехитрых обязанностей. Атмосфера на наших встречах серьёзная, но непосредственная, поскольку почти все знают друг друга много лет. Часто возникают вопросы и дискуссии. Три молодые семейные пары познакомились в общине, две из них продолжают посещать. Вне субботних собраний есть какое-то индивидуальное общение, но на личной, а не общинной основе.
Поддерживать огонёк существования нашей общины считаю осмысленным не ради скромного света, который он сегодня даёт, а ради того, чтобы от него в любой момент можно было бы зажечь полноценный светильник. Есть по всей форме зарегистрированный Устав, печать, какие-то традиции. Если, гипотетически, завтра придут молодые искренние люди, они найдут большую и хорошо скомпанованную электронную библиотеку, много книг и брошюр, аудиолекции, т.е. сразу попадут в уже сформированную максимально благоприятствующую среду.



Statistics